Без детей
Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».
Эпидемия чайлдфри?
Современная церковная публицистика чаще всего поднимает вопрос бездетности в контексте порицания современного общества. Считается, что бездетных потому так много, что народ наш отклонился от православной веры, попрал традиционные семейные ценности. Бездетный человек — самодовольный эгоист, и смысл жизни его в одних удовольствиях. «Думают только о развлечениях», «не желают поступиться материальным достатком» — вот типичные инвективы в адрес бездетных супружеских пар.
Конечно, такие принципиальные эгоисты существуют и даже составляют довольно заметную часть социума. Например, в США еще в середине прошлого века возникла субкультура чайлдфри (англ. сhild-free — «свободные от детей»). В 1970-х годах была основана Национальная организация для не-родителей, но особенный размах течение приобрело начиная с 1990-х. Сейчас в Штатах более 40 организаций чайлдфри, по нескольку тысяч человек в каждой. С начала 2000-х чайлдфри заявили о себе и в России. Их сетевая активность на сегодняшний день довольно велика, и среди образованной молодежи мегаполисов многие им симпатизируют. Сообщество русскоязычных чайлдфри в ЖЖ является одним из крупнейших (более 4000 человек).
Однако предположение о грозной эпидемии чайлдфри, надвигающейся на Россию, на сегодняшний день статистикой опровергается. Федеральная служба государственной статистики в 2010 году проводила исследование жизненных приоритетов россиян. Выяснилось, что и у женщин, и у мужчин первые три места занимают такие цели, как «воспитать ребенка» (первое место у женщин и второе у мужчин), «материальное благополучие» (второе место у женщин и первое у мужчин), «собственное жилье» (третье место).
Свыше половины респондентов (57,7% женщин и 51,4% мужчин) хотели бы иметь двоих детей, а чуть более четверти (25,2% женщин и 26,4% мужчин) — троих. Конечно, приоритет и реальная жизнь — не одно и тоже. Экономические причины бездетности тоже нельзя сбрасывать со счетов. Современные россияне перед тем, как «завести ребенка», стараются взвешивать «за» и «против». И очень часто «против» в виде отсутствия собственного жилья перевешивает даже такое «за», как стабильная зарплата. В любом случае, говорить о том, что наши сограждане — поголовно инфантильные эгоисты, — некорректно.
В то же время медики и социологи бьют тревогу совсем по иному поводу. До 15–16% cупружеских пар не имеют детей не потому, что не хотят, а потому, что не могут. По данным главного акушера-гинеколога РФ, директора Научного центра акушерства и гинекологии РАМН Владимира Кулакова, в России 10 млн. бесплодных людей (около 6 млн. женщин и около 4 млн. мужчин). И ежегодно их число увеличивается примерно на 200 000. Несколько тысяч сетевых фриков, называющих себя чайлдфри, на этом фоне просто незаметны.
«Мы пытаемся»
Женщины, мечтающие о ребенке и неожиданно получающие от врачей диагноз «бесплодие», в нашем обществе в каком-то смысле оказываются в положении инвалидов.
— Женщина переживает бездетность намного болезненнее, чем мужчина, поскольку она еще испытывает давление социальных стереотипов: «уже пора», «срочно надо» и так далее, — говорит Анна Вахрушева, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии, Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института. — Со стороны личностной сферы бездетность (даже если она сознательна!) тоже переживается женщиной как трагедия, поскольку она чувствует себя нереализованной, неполноценной.
C годами ожидания ребенка эта «инвалидность» только усиливается. Чем дальше, тем больше проблему осознает не только жена, но и муж. Друзья вовсю обзаводятся потомством, организуют семейные выезды на природу, детские дни рождения… Естественно, бездетные супруги постепенно выпадают из привычного круга общения. Нередко многолетнее ожидание ребенка приводит к распаду семьи. Инициатором, как правило, выступает мужчина.
«Мужчины крайне редко видят себя причиной отсутствия детей, — считает Анна Вахрушева. — Чаще всего они через 10–12 лет бездетного брака уходят на поиски другой женщины, в надежде все-таки иметь потомство. Тем более, что репродуктивный возраст мужчины значительно отличается от женского».
Милые, все, у кого нет сейчас деток, не корите себя, если вы не готовы сутками «пахать» в Доме ребенка или не решаетесь взять брошенного кем-то малыша. Мне, например, всегда думалось, что люди, решившиеся на такое, — какие-то особенные, с невероятным запасом любви и терпения: у обычных людей зачастую этих благ не хватает даже на собственных детей, родителей, ближних. И все же — вам есть кому помочь. Посмотрите на своих «детных» знакомых. Вы не представляете, как вы им нужны!
Поиграйте с малышом, пока мама просто «отключится» на полчаса или что-то сделает по дому. Посидите с детьми, пока родители съездят куда-то вдвоем. Возьмите подростка с собой в паломническую поездку, в поход или к морю, отвечайте за него, любите его, советуйте ему. И пусть наградой вам будет — просто улыбка… Мое детство было озарено любовью таких вот бездетных пар. Так сложилось, что их было немало среди друзей моих родителей. У них давно свои дети, но мне никогда не забыть той любви… Любви не бывает много. Дарите ее, и она к вам вернется. Ольга
Помимо внутренних противоречий, бездетная семейная пара, как правило, испытывает жестокий прессинг со стороны близких.
— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.
К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.
— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.
Вера в силу врачей — лишь часть огромного социокультурного стереотипа, под властью которого оказывается большинство современных семей. С тех пор, как в «цивилизованном мире» были легализованы аборты и контрацепция, половозрелое население стало рассматривать рождение детей как одно из «гражданских прав», которым можно пользоваться или не пользоваться — в зависимости от собственного желания. Отсюда и такое заметное размежевание во взглядах на появление детей: одни выбирают путь «чайлдфри» и озабочены, прежде всего, надежностью контрацепции, другие готовы платить любые деньги за бесконечные обследования и рискованные операции вроде ЭКО.
«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.
«Хочушки»
Интернет позволяет многим бездетным преодолеть чувство ущербности и одиночества. Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.
Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»
Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей
Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов-то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.
Особая тема — так называемые ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии): внимание «хочушек» к ним все время подпитывается заинтересованными компаниями. Пример такой «подпитки» — сайт www.probirca.org, одно из популярнейших мест общения «хочушек» и вместе с тем самая активная площадка в плане «продвижения» в российском обществе процедуры ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).
«По-особому помолиться»
В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)
Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь относится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.
По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».
— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…
Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».
Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».
Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.
Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.
Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!»
Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?
Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?» Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50… И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана
Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».
В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».
Захария и Елисавета
Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.
— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.
Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.
О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».
По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».
Доверие Господу
История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».
Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».
История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.
— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!
Не только в Социальной концепции РПЦ, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.
Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, Елизавета Федоровна с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».
— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.
Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!
Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»
Обрести семейное счастье поможет дистанционный (онлайн) курс «40 шагов к семейному счастью».
4208 |
Анастасия Коскелло Журнал "Вода живая" Читать отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Почему Бог не дает детей? (Наталия Сухинина, священник Максим Брусов)
Почему не наступает беременность? (Татьяна Сушкова, кандидат медицинских наук)
Для полноты семьи достаточно любви (Семейный психолог Ирина Рахимова)
Рождение ребенка — дар Божий (Ирина Мошкова, кандидат психологических наук)
Моя попытка №... Не теряющим надежду посвящается (Юлия Кожемяченко)
Моя четвертая попытка (shenlina)
Антон и Виктория Макарские: мы мечтали о ребенке 12 лет