Зачем необходимо венчаться
Действительно, зачем необходимо венчаться? Недостаточно ли для семейного благополучия просто любить друг друга? Для чего вообще в храмах совершается это Таинство?
Один знакомый священник рассказал о том, как в городе Арзамасе в известной ему интеллигентной семье супруги никак не могли родить ребенка. Семья была по примеру многих других невенчанной, а разрешение своей проблемы муж и жена искали вне храма. Помимо почти всесильной современной медицины они обращались к бабкам и знахарям, изучали разные средства самолечения, но ничто не помогало, а в семье только увеличивались неприятности. Однажды их кто-то спросил: «Что же вы в церковь не обращаетесь?», и супруги решили попробовать. Михаил и Оксана в церкви встретили внимательного священника, который заботливо их исповедал и причастил. Совершилось Таинство Венчания. И после этого, без всякого медицинского влияния, разрешилась тяготившая их проблема — у них родился ребенок. Но главное, с этого момента они почувствовали истинный смысл своего брака, освященного Церковью, так что искренно говорят: «Теперь мы без храма никуда».
Многие люди, исходя из своего жизненного опыта, говорят, что без Таинства Венчания в браке чувствуется какая-то неполнота, незавершенность, словно не хватает чего-то такого, что связало бы семью воедино неразрывными, прочными и вместе с тем отрадными узами. Не хватает как бы фундамента, а точнее, не хватает благодати Божией.
Представьте, что кто-то, желая построить дом, увидел чей-то шалаш и подумал: «Вон люди набросали веток, живут, наслаждаются, все у них хорошо. Зачем мне заливать фундамент, носить кирпичи, воздвигать крышу, а потом еще и внутри обустраивать — столько труда и никакой романтики». Такой человек не понимает, что в шалаше романтично гостить, но невозможно счастливо жить; шалаш доставит кратковременное развлечение, но он не выдержит времени и от первого порыва сильного ветра развалится. Дом необходимо воздвигать на фундаменте, а семью основывать на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.
Вам, конечно, известно, что многие, вступая в нецерковный брак, готовы были клясться в верности и взаимной любви, но прошло небольшое время, и остыли чувства — брак распался. Часто оказывается, недостаточно собственных человеческих сил для сохранения брака.
А хотелось бы вам, чтобы ваша любовь всегда была чистой, искренней, яркой, чтобы она всегда была исполнена свежести, новизны? Конечно! Да и разве найдется человек, который бы этого не хотел? Но как это возможно, когда на земле все скоротечно, смертен сам человек, и даже самая совершенная земная любовь, как кажется, должна иметь завершение?
Если бы в мире не было ничего выше человека, то мы бы были самыми несчастными существами на земле. Потому что все возвышенное завершалось бы мглой небытия. Но есть еще духовный мир, есть Господь Бог, Который бесконечно благ, премудр и по любви к человеку даровал нам бессмертную душу. Бог создал человека способным любить, и Он же дарует ему возможность любви вечной. Только Бог может подарить двум любящим людям дар высшей, благодатной любви. Это происходит в Таинстве Венчания или Брака. В этом Таинстве Господь благословляет любящие друг друга души на любовь и единение вечные, благословляет на то, чтобы плоды этой любви — семья и дети — были также причастны Небесным дарам.
Вы, может быть, слышали, как некоторые говорят: «Венчание — это слишком ответственно, такая святыня, мы к этому пока не готовы». Это подобно тому как кто-нибудь, избегая Таинств Исповеди и Евхаристии, говорит: «Я пока недостоин причащаться». Под видом смирения, признания своего недостоинства скрывается нежелание очищать свою жизнь. Враг людей дьявол часто прикрывает соблазны личиной добра. Человек заявляет: «Я пока не готов к Венчанию», а в итоге за этой фразой скрывается не смирение, а тайное желание пожить в свое удовольствие, желание избежать ответственности перед Богом, ответственности, которой все равно не избежать. Человек откладывает Венчание, но все равно несет ответственность за семью, только теперь он еще отказывается освятить свой брак, испросить у Господа помощи в семейной жизни.
Есть в духовной жизни человека такое понятие — надежда. Представьте, что кто-то решил построить дом, но совершенно не надеется на успех в этом деле. Получится ли у такого? Так без надежды невозможно совершить или создать что-либо подлинное, ценное, прочное. Так же и в отношении семьи — не имея надежды, невозможно ее создать. Но надежда на себя нас часто подводит, потому что мы переменчивы и иногда разрушаем то, что некогда строили сами. Брак двух людей может прочно скрепить только Тот, Кто Сам создал мужчину и женщину и изначально благословил их супружество. При искренней надежде супругов на Бога их брак становится особенно крепким. Однако надежду необходимо выразить. А это жених и невеста совершают в храме, когда, произнося обет взаимной верности, они предают себя в руки Божий и принимают в Таинстве Венчания благословение Небесного Отца.
Подготовка к семейной жизни - легко в учении, легко в бою
17427 |
Валерий Духанин Валерий Духанин. «Чудо венчания». Москва, ИСРПЦ, 2006. Читать отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Начинать ли жить в гражданском браке, если не хватает на современную свадьбу? (Дмитрий Семеник)
Обряд венчания (правила венчания в Церкви) (Протоиерей Игорь Гагарин)